Рядом с деревней Смолка и дачным посёлком Смолка Ивангород Ивангородское Окологородье

Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Рядом с деревней Смолка и дачным посёлком Смолка

 

Часовня Смолка

(часовня святой великомученицы Параскевы на Смолке [7])

 

Упоминается в описи часовен 1802 года:

   «… в ведомстве моём имеются две деревянныя часовни, одна на Смолке в 7-ми верстах от города, а другая на Юволе (возможно – Юала) при кладбище в 1-й версте от города. 1-я выстроена и находилась под надзором здешняго купца Федора Мухина, а 2-я из Пошехонии крестьянином здесь жившим и под надзором имелась Ювольских крестьян.» [1]

Судя по карте 1860 года (см. ниже), часовня была сооружена у подножия холма на пересечении дорог.

 

Обозначена на картах: 1806, 1860, 1915 гг.:

 Увеличенный фрагмент карты 1860 года

 

  

Фрагмент карты 1860 года

 

На карте 1860 года видно, что деревня Смолка была на левой стороне реки Нарова (на карте 1905 года её стали уже обозначать как – Дер. Риги). Позже 1860 года дома появились и на правой стороне реки - там появился дачный посёлок Смолка (он показан на карте 1933 года [3] (см. ниже)). Сама деревня Смолка существовала до 1944 года и была названа так от того, что здесь делали древесный уголь для кузниц и добывали смолу из хвойных деревьев (смола добывалась в помещениях для смолокурения - смолокурнях, которые действовали до 1928 г. [4, стр. 341]). «Деревня находилась в 3-х км от деревни Венкуль» [2] (в данном источнике речь идёт о дачном посёлке Смолка на правой стороне реки Нарова, который с 1920 года стали также обозначать как  – Torvala (см. ниже на карте 1920 года)).

Заповедные леса в районе Смолки на протяжении веков были охотничьими угодьями царской фамилии, а в начале ХХ-го столетия здесь (на правой стороне реки [4]) стали появляться дачи нарвских купцов и других зажиточных людей. [4, стр. 107] В конце 1960-х годов здесь появились коллективные сады «Энергетик». [8]

 

 

Фрагмент карты 1920 года

 

 

Фрагмент карты 1933 года [3]

 

О Смолке из воспоминаний очевидца того времени:

   «Останавливаемся возле небольшой левобережной деревни Риги (деревня Смолка - по карте 1860 года (см. выше)). Высадив несколько пассажиров, пересекаем реку, держа направление к противоположному, высокому песчаному берегу. Стройные сосны растут по самому обрыву. Впечатление такое, что они вот-вот обрушатся вниз. Пристань Смолка. Несколько домов на берегу. Дачная местность укрылась в лесу, её не разглядеть, к ней ведёт лесная дорога. Дачники любят Смолку за полный покой. В осеннюю пору сюда часто наезжают нарвитяне за лесными дарами. Грибники корзинами увозят боровики, подосиновики и грибы для засолки.». [5]

В одном из номеров местной газеты того времени - "Нарвский Листок" [10] есть стихотворение:

                На Смолкъ.

          Хорошо на Смолкъ
          Летнимъ вечеркомъ;
          Сосенки и ёлки
          Спятъ спокойнымъ сномъ.

             Зеркаломъ сверкаетъ
             Тихая ръка,
             Дивно отражаетъ
             Лъсъ и облака.

          Мъсяцъ серебристый
          Надъ ръкой блеститъ;
          Ароматъ смолистый
          Въ воздухъ розлитъ.

             Тихо и отрадно...
             Полонъ сонныхъ грёзъ,
             Дремлющимъ гигантомъ
             Мнится старый лъсь.

          Гдъ то въ чащъ елей
          Дроздъ поётъ предъ сномъ;
          Сладко льются трели
          Далеко кругомъ.

                                     И. О-нъ.

 

Упоминание в литературе:

1.  «20 июня из Иоанно-Предтеченского общества трезвости при Нарвской Суконной мануфактуре с пароходом прибудет на Смолку крестный ход, который с пристани «Смолка» направится в часовню на берегу реки Наровы.    «Нарвская газета», 1910, № 19 (16 июня).» [6]

2.  «Одной из первых инициатив Общества (Иоанно-Предтеченское общество трез­вости при Нарвской Суконной мануфактуре) стал Крестный ход от Свято-Троицкой церкви к часовне святой великомученицы Параскевы на Смолке. «Здесь,— читаем в начале июля 1898 г.,— священником Нарвского Преображенского собора А. М. Азиатским..., отслужен был молебен, после которого о. Азиатский [о нём см. ниже, в конце раздела] сказал присутствующим назидательное слово против пьянства. Всем участникам Крестного хода (около 400 человек) были розданы брошюры о вреде пьянства, а затем был предложен от Общества чай. Обратно в Нарву Крестный ход прибыл в 9 часов вечера». То же повторяется ежегодно в июне-июле при самом активном участии прихожан Свято-Троицкой церкви, а вскоре и молодых членов нарвского отделения Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД).» [7]

 

 Нашлось и изображение данной часовни:

 

 «Часовня въ лъсу м. Смолки» (местечко Смолка)

Фото с сайта - www.filokartist.net [9] - из коллекции открыток члена Клуба филокартистов: 

Слащёва Александра (Алматы, Казахстан)

Расшифровка надписи на открытке: «Смолка дачная местность на берегу р. Наровы на 1/2 пути из Гунгербура в Нарву. Недалеко есть остров за которым П. В. (Пётр Великий) собрал свою флотилию и войска, чтобы взять штурмом обратно Нарву 19 авг. 1704. Где стоит теперь эта часовня, был молебен ея Государя Ник. II во время больших манёвров в 1904 году». 

Штурм Нарвы был 9 августа (тут у автора надписи на открытке ошибка).

Возможно, что это та же часовня, о которой идёт речь в статье: «Часовня при школе глухонемых в местечке Смолка».

 

На одной из картин известного художника Ивана Ивановича Шишкина изображена часовня, которая очень похожа на часовню в местечке Смолка. И у нас возникла версия того, что И. И. Шишкин мог видеть часовню в Смолке, так как он достаточно часто бывал в Усть-Нарве и её окрестностях, нарисовать этюд, а позже использовать свои наброски при написании картины. 

Фрагмент картины И. И. Шишкина - «Часовня в лесу. 1890 г.»

Холст, масло, 59х50 см.

 

Наша версия нашла своё подтверждение в книге Б. К. Емельянова [4, стр. 106], в которой есть вот такое интересное воспоминание одного из старожилов деревни Наровская (Венкуль) - Григория Ивановича Самсонова:

   «Он же мне рассказывал, что лично видел художника И. И. Шишкина с мольбертом в окрестностях Смолки».

Известно также, что И. И. Шишкиным была начата картина «Берег реки», где была изображена деревня Поповка (вблизи Нарвы), которую он потом отдал своим ученикам для окончательного написания. Об этом подробно сказано в разделе о часовне в деревне Поповка.
 

 

  

 Источники:

  1. «Материалы для истории деревенских святынь. Описи часовен Санкт-Петербургской епархии 1808-1816 гг.» / Сост. Подг. Текстов и вступ. Ст. Е. В. Платонова, СПб, ИЦ «Гуманитарная Академия», 2014 г., ISBN 978-5-93762-091-0, (стр. 152)
  2. «Исчезнувшие деревни Кингисеппского района (по материалам сельских библиотекарей), Кингисепп, 2008 г., Составитель: Прокопова Л. Д. / глава: «Смолка» - Cтатья о деревне Смолка - Пилли В. А. (библиотекарь Куземкинской сельской библиотеки), (стр. 21)
  3. Карта 1933 года - Карта РККА – P-35-V - Ленинградская обл., СССР и Эстония
  4. Б. К. Емельянов (Йыги), «Пласты истории села Венкуль, сиречь Наровского, с незапамятных времён по настоящее время», СП, 2011 г., изд. Реноме, ISBN 978-5-91918-074-6
  5. С. В. Рацевич, «Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого», Нарва, 2005 г.
  6. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Санкт-Петербург [и др.], Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 299)
  7. Андрей Иванен, «Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона Александра Штиглица. Исторический очерк», изд. Коло, 2014 год
  8. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Ивангород - Нарва - Санкт-Петербург, Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 294)
  9. http://www.filokartist.net/forum/viewtopic.php?p=68342
  10. Газета «Нарвский Листок», № 42, Суббота, 28 мая 1905 г.

 

  


P.S.

«30/15. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ АЗИАТСКИЙ (27 января 1866 - 1918/9 ?)

Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1886). 9 ноября 1886 - 15 августа 1887 учитель Министерского двухклассного училища в селе Гостинопольская пристань Новоладожского уезда. В 1887 поступил в Санкт-Петербургскую ДА и окончил ее в 1891, кандидат богословия. 24 декабря 1891 определен и 30 января 1892 рукоположен во  священника  к  Преображенскому   собору  Нарвы. С 11 сентября 1898 священник Скорбященской церкви на Стеклянном заводе в Санкт-Петербурге. С октября 1898 старший священник. 6 января 1899 священник Покровской братской церкви на Боровой ул. С 1903 протоиерей. С 27 октября 1910 протоиерей Казанского собора. 
Окружной наблюдатель церковных школ, находящихся в ведении Нарвского отделения Братства Пресвятой Богородицы (20 сентября 1894 - 15 августа 1896). 15 августа 1896 - 30(31) августа 1898 Ямбургский уездный наблюдатель церковно-приходских школ и 9 июля 1896 - 11 сентября 1898 председатель Ямбургского уездного отделения Епархиального братства Пресвятой Богородицы. 29 ноября 1893 - 30 ноября 1897 секретарь Совета Нарвского отделения Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. 19-26 августа 1898 - 10 ноября 1910 епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии. С 1910 почетный член Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета. С 29 декабря 1910 почетный член Ямбургского Уездного отделения Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета. С апреля 1911 член Санкт-Петербургского уездного училищного совета. 1 июня 1917 избран председателем Петроградского Епархиального Училищного Совета. 
(4) 16 октября 1897 - 29 октября 1898 благочинный второго округа Ямбургского уезда. 31 мая 1916 утвержден помощником благочинного второго благочиннического округа Петрограда. 
С 13 октября 1908 член Санкт-Петербургского Миссионерского совета. 
С 1917 член общества попечения об увольняемых учащихся духовного училища и духовной семинарии. 
1 июня 1917 избран членом попечительного совета о семьях воинов. 
27 сентября 1911 казначей совета Общества всп. бедных прихожан Казанского собора. 
Законоучитель двухклассного Нарвского мужского училищного Министерства Народного Просвещения (28 сентября 1892 - 10 октября 1894), двухклассной народной братской церковно-приходской школы (8 января 1893 - 21 февраля 1893), Нарвского городского училища Министерства Народного Просвещения (5 сентября 1894 - 1 октября 1898), заведующий Меррекюльской церковно-приходской школой (1 октября 1894 - 1 октября 1898). 
Организовал общество трезвости среди рабочих Нарвской суконной мануфактуры и был руководителем его 1892 - 8 февраля 1898. 
Награжден набедренником (1893), скуфьей (1896), камилавкой (1898 ), наперсным крестом (1900), палицей (6 мая 1913). 
Награжден орденами св. Анны 2 ст. (1906), св. Владимира 4 ст. (1909). 
Награжден Библией, выдаваемой от Св. Синода (11 мая 1914).

Лит.: Дела церковные // Петроградский листок. 1917. № 29. 30 января. С. 3, фото; Петроградский листок, 1917. № 35. С. 6.» [1]

 

Источник:

1. Сайт Александра Александровича Бовкало, «Генеалогические журналы, раздел: Азиатские и Китаевы». - http://www.petergen.com/bovkalo/spbd/aziatsky.html

Все разделы