Рядом с деревней Смолка и дачным посёлком Смолка Ивангород Ивангородское Окологородье

Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Рядом с деревней Смолка и дачным посёлком Смолка

 

Часовня Смолка

(часовня святой великомученицы Параскевы на Смолке [7])

 

Упоминается в описи часовен 1802 года:

   «… в ведомстве моём имеются две деревянныя часовни, одна на Смолке в 7-ми верстах от города, а другая на Юволе (возможно – Юала) при кладбище в 1-й версте от города. 1-я выстроена и находилась под надзором здешняго купца Федора Мухина, а 2-я из Пошехонии крестьянином здесь жившим и под надзором имелась Ювольских крестьян.» [1]

Судя по карте 1860 года (см. ниже), часовня была сооружена у подножия холма на пересечении дорог.

 

Обозначена на картах: 1806, 1860, 1915 гг.:

 Увеличенный фрагмент карты 1860 года

 

Это же место на карте Нарвского рейда 1806 года (см. ниже – отмечено красным кругом). Сама карта полностью представлена в Приложении в конце книги.

 

На карте Нарвского рейда – 1806 год.

 

 

Фрагмент карты 1860 года

 

На карте 1860 года видно, что деревня Смолка была на левой стороне реки Нарова (на карте 1905 года её стали уже обозначать как – Дер. Риги). Позже 1860 года дома появились и на правой стороне реки - там появился дачный посёлок Смолка (он показан на карте 1933 года [3] (см. ниже)). Сама деревня Смолка существовала до 1944 года и была названа так от того, что здесь делали древесный уголь для кузниц и добывали смолу из хвойных деревьев (смола добывалась в помещениях для смолокурения - смолокурнях, которые действовали до 1928 г. [4, стр. 341]). «Деревня находилась в 3-х км от деревни Венкуль» [2] (в данном источнике речь идёт о дачном посёлке Смолка на правой стороне реки Нарова, который с 1920 года стали также обозначать как  – Torvala (см. ниже на карте 1920 года)).

Заповедные леса в районе Смолки на протяжении веков были охотничьими угодьями царской фамилии, а в начале ХХ-го столетия здесь (на правой стороне реки [4]) стали появляться дачи нарвских купцов и других зажиточных людей. [4, стр. 107] В конце 1960-х годов здесь появились коллективные сады «Энергетик». [8]

 

 

Фрагмент карты 1920 года

 

 

Фрагмент карты 1933 года [3]

 

О Смолке из воспоминаний очевидца того времени:

   «Останавливаемся возле небольшой левобережной деревни Риги (деревня Смолка - по карте 1860 года (см. выше)). Высадив несколько пассажиров, пересекаем реку, держа направление к противоположному, высокому песчаному берегу. Стройные сосны растут по самому обрыву. Впечатление такое, что они вот-вот обрушатся вниз. Пристань Смолка. Несколько домов на берегу. Дачная местность укрылась в лесу, её не разглядеть, к ней ведёт лесная дорога. Дачники любят Смолку за полный покой. В осеннюю пору сюда часто наезжают нарвитяне за лесными дарами. Грибники корзинами увозят боровики, подосиновики и грибы для засолки.». [5]

 

Упоминание в литературе:

1.  «20 июня из Иоанно-Предтеченского общества трезвости при Нарвской Суконной мануфактуре с пароходом прибудет на Смолку крестный ход, который с пристани «Смолка» направится в часовню на берегу реки Наровы.    «Нарвская газета», 1910, № 19 (16 июня).» [6]

2.  «Одной из первых инициатив Общества (Иоанно-Предтеченское общество трез­вости при Нарвской Суконной мануфактуре) стал Крестный ход от Свято-Троицкой церкви к часовне святой великомученицы Параскевы на Смолке. «Здесь,— читаем в начале июля 1898 г.,— священником Нарвского Преображенского собора А. М. Азиатским..., отслужен был молебен, после которого о. Азиатский [о нём см. ниже, в конце раздела] сказал присутствующим назидательное слово против пьянства. Всем участникам Крестного хода (около 400 человек) были розданы брошюры о вреде пьянства, а затем был предложен от Общества чай. Обратно в Нарву Крестный ход прибыл в 9 часов вечера». То же повторяется ежегодно в июне-июле при самом активном участии прихожан Свято-Троицкой церкви, а вскоре и молодых членов нарвского отделения Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД).» [7]

 

 Нашлось и изображение данной часовни:

 

 «Часовня въ лъсу м. Смолки» (месточко Смолка)

Фото с сайта - www.filokartist.net [9] - из коллекции открыток члена Клуба филокартистов: 

Слащёва Александра (Алматы, Казахстан)

Расшифровка надписи на открытке: «Смолка дачная местность на берегу р. Наровы на 1/2 пути из Гунгербура в Нарву. Недалеко есть остров за которым П. В. (Пётр Великий) собрал свою флотилию и войска, чтобы взять штурмом обратно Нарву 19 авг. 1704. Где стоит теперь эта часовня, был молебен ея Государя Ник. II во время больших манёвров в 1904 году». 

 

Возможно, что это та же часовня, о которой идёт речь в статье: «Часовня при школе глухонемых в местечке Смолка».

 

 

 Источники:

  1. «Материалы для истории деревенских святынь. Описи часовен Санкт-Петербургской епархии 1808-1816 гг.» / Сост. Подг. Текстов и вступ. Ст. Е. В. Платонова, СПб, ИЦ «Гуманитарная Академия», 2014 г., ISBN 978-5-93762-091-0, (стр. 152)
  2. «Исчезнувшие деревни Кингисеппского района (по материалам сельских библиотекарей), Кингисепп, 2008 г., Составитель: Прокопова Л. Д. / глава: «Смолка» - Cтатья о деревне Смолка - Пилли В. А. (библиотекарь Куземкинской сельской библиотеки), (стр. 21)
  3. Карта 1933 года - Карта РККА – P-35-V - Ленинградская обл., СССР и Эстония
  4. Б. К. Емельянов (Йыги), «Пласты истории села Венкуль, сиречь Наровского, с незапамятных времён по настоящее время», СП, 2011 г., изд. Реноме, ISBN 978-5-91918-074-6
  5. С. В. Рацевич, «Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого», Нарва, 2005 г.
  6. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Санкт-Петербург [и др.], Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 299)
  7. Андрей Иванен, «Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона Александра Штиглица. Исторический очерк», изд. Коло, 2014 год
  8. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Ивангород - Нарва - Санкт-Петербург, Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 294)
  9. http://www.filokartist.net/forum/viewtopic.php?p=68342

 

  


P.S.

 

«30/15. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ АЗИАТСКИЙ (27 января 1866 - 1918/9 ?)

Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1886). 9 ноября 1886 - 15 августа 1887 учитель Министерского двухклассного училища в селе Гостинопольская пристань Новоладожского уезда. В 1887 поступил в Санкт-Петербургскую ДА и окончил ее в 1891, кандидат богословия. 24 декабря 1891 определен и 30 января 1892 рукоположен во  священника  к  Преображенскому   собору  Нарвы. С 11 сентября 1898 священник Скорбященской церкви на Стеклянном заводе в Санкт-Петербурге. С октября 1898 старший священник. 6 января 1899 священник Покровской братской церкви на Боровой ул. С 1903 протоиерей. С 27 октября 1910 протоиерей Казанского собора. 
Окружной наблюдатель церковных школ, находящихся в ведении Нарвского отделения Братства Пресвятой Богородицы (20 сентября 1894 - 15 августа 1896). 15 августа 1896 - 30(31) августа 1898 Ямбургский уездный наблюдатель церковно-приходских школ и 9 июля 1896 - 11 сентября 1898 председатель Ямбургского уездного отделения Епархиального братства Пресвятой Богородицы. 29 ноября 1893 - 30 ноября 1897 секретарь Совета Нарвского отделения Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. 19-26 августа 1898 - 10 ноября 1910 епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии. С 1910 почетный член Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета. С 29 декабря 1910 почетный член Ямбургского Уездного отделения Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета. С апреля 1911 член Санкт-Петербургского уездного училищного совета. 1 июня 1917 избран председателем Петроградского Епархиального Училищного Совета. 
(4) 16 октября 1897 - 29 октября 1898 благочинный второго округа Ямбургского уезда. 31 мая 1916 утвержден помощником благочинного второго благочиннического округа Петрограда. 
С 13 октября 1908 член Санкт-Петербургского Миссионерского совета. 
С 1917 член общества попечения об увольняемых учащихся духовного училища и духовной семинарии. 
1 июня 1917 избран членом попечительного совета о семьях воинов. 
27 сентября 1911 казначей совета Общества всп. бедных прихожан Казанского собора. 
Законоучитель двухклассного Нарвского мужского училищного Министерства Народного Просвещения (28 сентября 1892 - 10 октября 1894), двухклассной народной братской церковно-приходской школы (8 января 1893 - 21 февраля 1893), Нарвского городского училища Министерства Народного Просвещения (5 сентября 1894 - 1 октября 1898), заведующий Меррекюльской церковно-приходской школой (1 октября 1894 - 1 октября 1898). 
Организовал общество трезвости среди рабочих Нарвской суконной мануфактуры и был руководителем его 1892 - 8 февраля 1898. 
Награжден набедренником (1893), скуфьей (1896), камилавкой (1898 ), наперсным крестом (1900), палицей (6 мая 1913). 
Награжден орденами св. Анны 2 ст. (1906), св. Владимира 4 ст. (1909). 
Награжден Библией, выдаваемой от Св. Синода (11 мая 1914).

Лит.: Дела церковные // Петроградский листок. 1917. № 29. 30 января. С. 3, фото; Петроградский листок, 1917. № 35. С. 6.» [1]

 

Источник:

1. Сайт Александра Александровича Бовкало, «Генеалогические журналы, раздел: Азиатские и Китаевы». - http://www.petergen.com/bovkalo/spbd/aziatsky.html

Все разделы