Православная церковь св. Марии Магдалины в местечке Смолка
Церковь св. Марии Магдалины в Смолке
1-я церковь (домовая) при школе глухонемых на Смолке, которая стояла в глубине леса около дачного посёлка Смолка, существовала ещё до 1900 года (видимо её построили вместе с появлением тут первых дач в конце XIX века) и была построена попечительским советом глухонемых Нарвы под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. [3] О школах для глухонемых, в том числе и о школе в Смолке, немного сказано ниже:
«Для общего и профессионального обучения менее способных глухонемых женского пола предназначались школа-ферма и учебная прачечная. Воспитанницы этих заведений осваивали лишь речь и счет по мимическому способу.
В Петербургской губернии существовали и другие заведения для призрения глухонемых. В Сестрорецке располагалась мужская школа-интернат для больных и малоспособных к обучению детей. Главное внимание в ней уделялось освоению столярного и сапожного ремесел, а также огородничеству и садоводству.
Подобное назначение имела и школа для девочек, располагавшаяся в местечке Cмолка неподалеку от Нарвы. Ее воспитанницы занимались преимущественно рукоделиями. Общеобразовательные программы обеих школ ограничивались Законом Божьим, обучением письму, "устной" речи, четырем действиям арифметики.» [3]
Школой в Смолке заведовала А. А. Савельева.[4] [5] Скорее всего, на фото - это она, так как на первом фото она первая в ряду, а на втором фото - прямо в центре (рядом со священником К. А. Колчиным, слева от него):
Смолка (фото с сайта www.kurtide-elu.blogspot.com.ee) [7]
В 1900 году школа, церковь и подсобные постройки сгорели. [1][2][5]
Летом 1914 года начали строить новую деревянную церковь во имя св. Марии Магдалины, которую освятили 21 мая 1915 года. [4][5] Интересно, что церковное чествование св. Марии Магдалины совпадает с днём ангела императрицы Марии Фёдоровны.
Возможно, что на фото [8], судя по количеству священнослужителей, как раз запечатлён момент открытия церкви в Смолке (сама церковь на заднем плане).
Из книги [5, стр. 300] известно, что: «Во вторник 21 мая состоялось освящение построенной домовой церкви при школе-богадельне. Освящал здание настоятель ивангородской Никольской церкви о. К. Колчин. Литургию служил протоиерей Знаменской церкви Д. Чистосердов. Присутствовали настоятели усть-нарвской Князь-Владимирской церкви о. Н. Покровский, кренгольмской Воскресенской церкви о. Г. Андерсон (Г. Андрессон [9, стр. 179]), кейкинской Петропавловской церкви о. В. Быстров, церкви Нарвского Владимирского Братства о. П. Калинкин.» Как раз получается 6 священнослужителей, как и на фото.
Ниже дана информация по этим священникам, которую удалось найти.
До постройки новой церкви службы проходили в часовне.
Во время Первой мировой войны в октябре-ноябре 1915 года в дачном посёлке Смолка были размещены около 2000 солдат, и, с разрешения приюта, они посещали этот храм.
2-я церковь в Смолке также просуществовала недолго. В 1916 году в клировых ведомостях [6] церквей её уже не было. В годы гражданской войны в пустующий дачный посёлок свозили больных воинов Северо-Западной армии России. [1] [2] Несколько тысяч из них умерло, так как не было медицинской помощи и пищи. В 1990 году на месте их захоронения (за дачным посёлком) был установлен железный крест. [5]
В 1920-40 годы, каждый год 4 августа, в день памяти Марии Магдалины, к месту сгоревшего православного храма совершался крестный ход паломников и где затем служилась литургия в сопровождении хора. Крестный ход начинался от Знаменской церкви в Ивангороде и возглавлялся протоиереем отцом Константином Колчиным.
Подробно об этой православной церкви написал Г. А. Попов. Вот небольшая выдержка из его книги [5]:
«Историческая справка о строительстве и эксплуатации церкви в Смолке (1915 год) хранится в Санкт-Петербурге, в Центральном государственном историческом архиве. Документ весьма объёмен.
В деле 100 листов за 1914-1915 годы. Дело содержит переписку по вопросам строительства и эксплуатации домашней церкви при школе попечительства глухонемых на Смолке. Строительство храма во имя св. Марии Магдалины началось в 1914 году, было закончено в 1915 году (первая дата, свидетельствующая о строительных работах, относится к 18 июля 1914 года).
Здание построено по проекту и при досмотре архитектора-строителя П. Г. Прокофьева. Непосредственный исполнитель работ – подрядчик М. Павлов.
В акте приёмной комиссии указано, что здание церкви деревянное, из 5-7-вершковых брёвен (вершок – 2,5 сантиметра), на бутовом фундаменте. Церковь имела звонницу и хоры с отдельными ходами на них, тройные входные двери, небольшую ризницу в два запасных выхода. В здании имелось шесть печей: три изразцовые, три круглые железные, утермарковские. Из шести печей пять стояли на особых фундаментах. Пол возвышался над фундаментом на один аршин два вершка (95 сантиметров), имелся подпол.
Крыша и главки, числом всего шесть, были покрыты оцинкованным железом (вероятно, пять глав на храме, одна на звоннице). Потолки были обшиты вагонкой, стены покрыты олифой с добавлением охры, окна и двери окрашены масляной краской и покрыты лаком.
Церковь была построена на средства императрицы Марии Фёдоровны, а также средства Попечительства о глухонемых и пожертвования разных лиц.» [5]
Источники:
- Стрелков В. В. «Золотое кольцо Гунгербурга, СПб., «Сотис», 2007 г.
- Овечкина И. П., Стрелков В. В. , «Курорт Нарва-Йыесуу и его окрестности», СПБ. , изд. Государственного Эрмитажа, 1995 г.
- А. Р. Соколов, И. В. Зимин, «Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора», СПб., «Издательство Центрполиграф», 2015 г.
- ЦГИА. Ф. 765. Оп.1 Д. 1166. Л. 24.26,43,66,93,96; Смолка [Выписки ст. науч. Сотр. Ивангородского музея К. М. Мироновой] // ВАИМ.
- Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Ивангород - Нарва - Санкт-Петербург, Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 299-301)
- «Клировые ведомости церквей Первого благочинного округа Ямбургского уезда, Петроградской Епархии.», за 1916 год, Нарвский музей, г. Нарва, (стр. 3)
- http://kurtide-elu.blogspot.com.ee/2013/12/
- https://fotki.yandex.ru/next/users/humus777/album/466617/view/1246525?page=6
- «Нарва. Культурно-исторический справочник», Нарвский музей, 2001 г.
Информация по священникам на вышеприведённом фото
1. Дмитрий Стефанович Чистосердов - протоиерей Знаменской церкви. (также см. - здесь).
На памятном кресте (см. на фото ниже) дана информация о месте захоронения Д. С. Чистосердова.
Памятный крест на месте Знаменской церкви в Ивангороде (фото авторов):
Табличка на памятном кресте с дополнительной информацией о Д. С. Чистосердове (фото авторов):
2. Константин Александрович Колчин - настоятель ивангородской Никольской церкви.
«С 1904 по 1919 год исполнял пастырские обязанности в школе-приюте и богадельне для глухонемых на Смолке, а также в церкви Марии Магдалины при этих же учреждениях». [13]
3. Георгий Иванович Андрессон - настоятель кренгольмской Воскресенской церкви. [3, стр. 179]
фото с сайта - www.eoc.ee
4. Павел Петрович Калинкин - настоятель церкви Нарвского Владимирского Братства. [3, стр. 199-200] [4]]
П. Калинкин - фото из книги [4, стр. 83]
П. Калинкин - фото из книги [3, стр. 199]
5. В. Быстров - настоятель кейкинской Петропавловской церкви (также есть упоминание о священнике Александре Быстрове [5], который согласно источнику [6] был настоятелем этой церкви с 7 мая 1911 по 1913 год, а также из газеты за 1930 год стало известно о его судьбе (см. ниже) [11]).
(источник: www.narova.eu)
6. Николай Алексеевич Покровский - настоятель усть-нарвской Князь-Владимирской церкви (с 1922 года - священник Никольской церкви в селе Венкуль [1])
«Родился в 1858 г.. Настоятель Усть-Нарвской Св. Владимирской церкви (Эстония, тогда на территории Российской империи). После революции в эмиграции в Эстонии в связи с изменением государственных границ. Скончался 4 окт. 1925 г. в дер. Венкуль (Эстония) в возрасте 67 лет. Похоронен 8 окт. 1925 г. в пос. Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва). (Составлено по источникам: Незабытые могилы. Т. 5. Н-П. - М.: Пашков дом, 2004.; Последние известия. - Ревель, 1925, 6 окт., № 229.)». [2]
На сайте www.narova.eu [7] есть данные, а также и фото его сына Семёна (Симеона) Покровского, который тоже был священником (служил в церкви Усть-Нарвы (в 1922 году ушёл со службы [12])) [1 / стр. 188]:
«Покровский Семён Николаевич - родился 04.08.1884 г. на острове Кихну в Пярнумаа. Окончил Рижскую духовную семинарию 25.06.1908 г.
(фото с сайта www.narova.eu [7]) [10]
Учительствовал в Нарва-Йыэсуу в русской церковно-приходской школе 23.07.1908 - 22.12.1912 гг. Затем был законоучителем в Боровской церковно-приходской школе 22.12.1912 - 19.02.1916 гг.; учителем в Боровской 2-классной министерской школе 01.01.1913 - 19.02.1919 гг. и школе в Венкуле 01.11.1918 - 01.02.1919 гг.
Работал в Нарва-Йыэсуу с 01.02.1919 г., сначала просто учителем, а затем 01.08.1919 - 01.08.1935 гг. был заведующим в русской 6-классной школе. После закрытия русской школы работал до 01.08.1939 г. старшим учителем русского класса в эстонской школе в том же Нарва-Йыэсуу.
Обучался в 1923 г. на летних курсах для учителей русских школ и тогда же сдал экзамен на знание эстонского языка. В 1928 году участвовал на курсах ручного труда и рисования.
С 01.08.1939 г. работал в селе Ямы, так как в Нарва-Йыэсуу был закрыт русский класс (комплект), сначала просто учителем, а после ухода 01.12.1939 г. на пенсию Ершовой [Ершова (по мужу - Пробст) Елизавета Николаевна] - заведующим школой. Проработал в Ямах до конца 1940/41 учебного года.
Первый брак: Чугунова Мариана родилась 20.04.1890 г. в Нарва-Йыэсуу , венчались 09.01.1909 г. в Нарва-Йыэсуу; развелся. Дети: Сергей 17.11.1909 г.р., Владимир 24.11.1911 г.р., Борис 06.11.1914 г.р.
Второй брак: Ольга-Катарина-Фридерика (урожденная Самуель) 04.10.1889 г.р. зарегистрирован в 13.11.1926 г. Дети: Алексей 20.01.1925 г.р., Глеб 05.09.1928 г.р. (умер 12.07.1929 г.).» [7]
Также есть данные и фотография брата Николая Покровского - Александра Покровского (17.08.1865 г.р.) [8] [9]:
(фото с сайта www.geni.com [8])
Источники:
1. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Санкт-Петербург [и др.], Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7
2. www.zarubezhje.narod.ru
3. «Нарва. Культурно-исторический справочник», Нарвский музей, 2001 г.
4. Сборник статей Нарвского музея, Нарва, 1999 год
5. «Наследие. Храмы Ямбургской земли», Краткий библиогеографический справочник, Кингисепп, 2013 г. / Составитель: Вера Дёмина. - http://libr-kingisepp.narod.ru/hram/2013_cerkvi_rajona_pechatat_sbornik.pdf
6. http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spbyakeikino.html
7. http://www.narova.eu/istoria-prinarova/poestoniej/ucitela
8. https://www.geni.com/people/Aleksandr-Pokrovski/6000000029960653456
9. http://www.eoc.ee/vaimulik/pokrovski-aleksander/
10. Владимир Базанов, «Русские в Усть-Нарве (Нарва-Йыэсуу в эстонское время)», Изд. «Ребеллис», 2013 г.
11. Газета «Старый Нарвский Листок №529 (653), Март, 1930 год» (источник: www.narova.eu).
12. Б. К. Емельянов (Йыги), «Пласты истории села Венкуль, сиречь Наровского, с незапамятных времён по настоящее время», СП, 2011 г., изд. Реноме, ISBN 978-5-91918-074-6, (стр. 276).
13. Сборник статей Нарвского музея, Нарва, 1999 г., (стр. 107).