Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Православная церковь св. Марии Магдалины в местечке Смолка

 

Церковь св. Марии Магдалины в Смолке

 

1-я церковь (домовая) при школе глухонемых на Смолке, которая стояла в глубине леса около дачного посёлка Смолка, существовала ещё до 1900 года (видимо её построили вместе с появлением тут первых дач в конце XIX века) и была построена попечительским советом глухонемых Нарвы под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. [3] О школах для глухонемых, в том числе и о школе в Смолке, немного сказано ниже:

      «Для общего и профессионального обучения менее способных глухонемых женского пола предназначались школа-ферма и учебная прачечная. Воспитанницы этих заведений осваивали лишь речь и счет по мимическому способу.

В Петербургской губернии существовали и другие заведения для призрения глухонемых. В Сестрорецке располагалась мужская школа-интернат для больных и малоспособных к обучению детей. Главное внимание в ней уделялось освоению столярного и сапожного ремесел, а также огородничеству и садоводству.

Подобное назначение имела и школа для девочек, располагавшаяся в местечке Cмолка неподалеку от Нарвы. Ее воспитанницы занимались преимущественно рукоделиями. Общеобразовательные программы обеих школ ограничивались Законом Божьим, обучением письму, "устной" речи, четырем действиям арифметики.» [3]

Школой в Смолке заведовала А. А. Савельева.[4] [5] Скорее всего, на фото - это она, так как на первом фото она первая в ряду, а на втором фото - прямо в центре (рядом со священником К. А. Колчиным, слева от него):

 

Смолка (фото с сайта www.kurtide-elu.blogspot.com.ee) [7]

 

В 1900 году школа, церковь и подсобные постройки сгорели. [1][2][5]

Летом 1914 года начали строить новую деревянную церковь во имя св. Марии Магдалины, которую освятили 21 мая 1915 года. [4][5] Интересно, что церковное чествование св. Марии Магдалины совпадает с днём ангела императрицы Марии Фёдоровны. 

 

 

Возможно, что на фото [8], судя по количеству священнослужителей, как раз запечатлён момент открытия церкви в Смолке (сама церковь на заднем плане). 

Из книги [5, стр. 300] известно, что: «Во вторник 21 мая состоялось освящение построенной домовой церкви при школе-богадельне. Освящал здание настоятель ивангородской Никольской церкви о. К. Колчин. Литургию служил протоиерей Знаменской церкви Д. Чистосердов. Присутствовали настоятели усть-нарвской Князь-Владимирской церкви о. Н. Покровский, кренгольмской Воскресенской церкви о. Г. Андерсон (Г. Андрессон [9, стр. 179]), кейкинской Петропавловской церкви о. В. Быстров, церкви Нарвского Владимирского Братства о. П. Калинкин.» Как раз получается 6 священнослужителей, как и на фото.

Ниже дана информация по этим священникам, которую удалось найти.

 

До постройки новой церкви службы проходили в часовне.

Во время Первой мировой войны в октябре-ноябре 1915 года в дачном посёлке Смолка были размещены около 2000 солдат, и, с разрешения приюта, они посещали этот храм.

2-я церковь в Смолке также просуществовала недолго. В 1916 году в клировых ведомостях [6] церквей её уже не было. В годы гражданской войны в пустующий дачный посёлок свозили больных воинов Северо-Западной армии России. [1] [2] Несколько тысяч из них умерло, так как не было медицинской помощи и пищи. В 1990 году на месте их захоронения (за дачным посёлком) был установлен железный крест. [5]

В 1920-40 годы, каждый год 4 августа, в день памяти Марии Магдалины, к месту сгоревшего православного храма совершался крестный ход паломников и где затем служилась литургия в сопровождении хора. Крестный ход начинался от Знаменской церкви в Ивангороде и возглавлялся протоиереем отцом Константином Колчиным.

 

Подробно об этой православной церкви написал Г. А. Попов. Вот небольшая выдержка из его книги [5]:

«Историческая справка о строительстве и эксплуатации церкви в Смолке (1915 год) хранится в Санкт-Петербурге, в Центральном государственном историческом архиве. Документ весьма объёмен.

В деле 100 листов за 1914-1915 годы. Дело содержит переписку по вопросам строительства и эксплуатации домашней церкви при школе попечительства глухонемых на Смолке. Строительство храма во имя св. Марии Магдалины началось в 1914 году, было закончено в 1915 году (первая дата, свидетельствующая о строительных работах, относится к 18 июля 1914 года).

Здание построено по проекту и при досмотре архитектора-строителя П. Г. Прокофьева. Непосредственный исполнитель работ – подрядчик М. Павлов.

В акте приёмной комиссии указано, что здание церкви деревянное, из 5-7-вершковых брёвен (вершок – 2,5 сантиметра), на бутовом фундаменте. Церковь имела звонницу и хоры с отдельными ходами на них, тройные входные двери, небольшую ризницу в два запасных выхода. В здании имелось шесть печей: три изразцовые, три круглые железные, утермарковские. Из шести печей пять стояли на особых фундаментах. Пол возвышался над фундаментом на один аршин два вершка (95 сантиметров), имелся подпол.

Крыша и главки, числом всего шесть, были покрыты оцинкованным железом (вероятно, пять глав на храме, одна на звоннице). Потолки были обшиты вагонкой, стены покрыты олифой с добавлением охры, окна и двери окрашены масляной краской и покрыты лаком.

Церковь была построена на средства императрицы Марии Фёдоровны, а также средства Попечительства о глухонемых и пожертвования разных лиц.» [5]

 

 

Источники:

  1. Стрелков В. В. «Золотое кольцо Гунгербурга, СПб., «Сотис», 2007 г.
  2. Овечкина И. П., Стрелков В. В. , «Курорт Нарва-Йыесуу и его окрестности», СПБ. , изд. Государственного Эрмитажа, 1995 г.
  3. А. Р. Соколов, И. В. Зимин, «Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора», СПб., «Издательство Центрполиграф», 2015 г.
  4. ЦГИА. Ф. 765. Оп.1 Д. 1166. Л. 24.26,43,66,93,96; Смолка [Выписки ст. науч. Сотр. Ивангородского музея К. М. Мироновой] // ВАИМ.
  5. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Ивангород - Нарва - Санкт-Петербург, Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 299-301)
  6. «Клировые ведомости церквей Первого благочинного округа Ямбургского уезда, Петроградской Епархии.», за 1916 год, Нарвский музей, г. Нарва, (стр. 3)
  7. http://kurtide-elu.blogspot.com.ee/2013/12/
  8. https://fotki.yandex.ru/next/users/humus777/album/466617/view/1246525?page=6
  9. «Нарва. Культурно-исторический справочник», Нарвский музей, 2001 г.

 

 


  

Информация по священникам на вышеприведённом фото

 1. Дмитрий Стефанович Чистосердов - протоиерей Знаменской церкви. (также см. - здесь)

2. Константин Александрович Колчин - настоятель ивангородской Никольской церкви.

«С 1904 по 1919 год исполнял пастырские обязанности в школе-приюте и богадельне для глухонемых на Смолке, а также в церкви Марии Магдалины при этих же учреждениях». [13]

 

3. Георгий Иванович Андрессон - настоятель кренгольмской Воскресенской церкви. [3, стр. 179]

фото с сайта - www.eoc.ee

 

4. Павел Петрович Калинкин - настоятель церкви Нарвского Владимирского Братства. [3, стр. 199-200] [4]]

П. Калинкин - фото из книги [4, стр. 83]

 

  

П. Калинкин - фото из книги [3, стр. 199]

 

5. В. Быстров - настоятель кейкинской Петропавловской церкви (также есть упоминание о священнике Александре Быстрове [5], который согласно источнику [6] был настоятелем этой церкви с 7 мая 1911 по 1913 год, а также из газеты за 1930 год стало известно о его судьбе (см. ниже) [11]).

   (источник: www.narova.eu)

 

6. Николай Алексеевич Покровский - настоятель усть-нарвской Князь-Владимирской церкви (с 1922 года - священник Никольской церкви в селе Венкуль [1])

   «Родился в 1858 г.. Настоятель Усть-Нарвской Св. Владимирской церкви (Эстония, тогда на территории Российской империи). После революции в эмиграции в Эстонии в связи с изменением государственных границ. Скончался 4 окт. 1925 г. в дер. Венкуль (Эстония) в возрасте 67 лет. Похоронен 8 окт. 1925 г. в пос. Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва). (Составлено по источникам: Незабытые могилы. Т. 5. Н-П. - М.: Пашков дом, 2004.; Последние известия. - Ревель, 1925, 6 окт., № 229.)». [2]

 

На сайте www.narova.eu [7] есть данные, а также и фото его сына Семёна (Симеона) Покровского, который тоже был священником (служил в церкви Усть-Нарвы (в 1922 году ушёл со службы [12])) [1 / стр. 188]:

      «Покровский Семён Николаевич - родился 04.08.1884 г. на острове Кихну в Пярнумаа. Окончил Рижскую духовную семинарию 25.06.1908 г.

 (фото с сайта www.narova.eu [7]) [10]

Учительствовал в Нарва-Йыэсуу в русской церковно-приходской школе 23.07.1908 - 22.12.1912 гг. Затем был законоучителем в Боровской церковно-приходской школе 22.12.1912 - 19.02.1916 гг.; учителем в Боровской 2-классной министерской школе 01.01.1913 - 19.02.1919 гг. и школе в Венкуле 01.11.1918 - 01.02.1919 гг.
Работал в Нарва-Йыэсуу с 01.02.1919 г., сначала просто учителем, а затем 01.08.1919 - 01.08.1935 гг. был заведующим в русской 6-классной школе. После закрытия русской школы работал до 01.08.1939 г. старшим учителем русского класса в эстонской школе в том же Нарва-Йыэсуу.

Обучался в 1923 г. на летних курсах для учителей русских школ и тогда же сдал экзамен на знание эстонского языка. В 1928 году участвовал на курсах ручного труда и рисования.

С 01.08.1939 г. работал в селе Ямы, так как в Нарва-Йыэсуу был закрыт русский класс (комплект), сначала просто учителем, а после ухода 01.12.1939 г. на пенсию Ершовой [Ершова (по мужу - Пробст) Елизавета Николаевна] - заведующим школой. Проработал в Ямах до конца 1940/41 учебного года.

Первый брак: Чугунова Мариана родилась 20.04.1890 г. в Нарва-Йыэсуу , венчались 09.01.1909 г. в Нарва-Йыэсуу; развелся. Дети: Сергей 17.11.1909 г.р., Владимир 24.11.1911 г.р., Борис 06.11.1914 г.р.
Второй брак: Ольга-Катарина-Фридерика (урожденная Самуель) 04.10.1889 г.р. зарегистрирован  в 13.11.1926 г. Дети: Алексей 20.01.1925 г.р., Глеб 05.09.1928 г.р. (умер 12.07.1929 г.).» [7]

 

Также есть данные и фотография брата Николая Покровского - Александра Покровского (17.08.1865 г.р.) [8] [9]:

  (фото с сайта www.geni.com [8])

 

 

Источники:

1. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Санкт-Петербург [и др.], Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7

2. www.zarubezhje.narod.ru

3. «Нарва. Культурно-исторический справочник», Нарвский музей, 2001 г.

4. Сборник статей Нарвского музея, Нарва, 1999 год

5. «Наследие. Храмы Ямбургской земли», Краткий библиогеографический справочник, Кингисепп, 2013 г. / Составитель: Вера Дёмина. - http://libr-kingisepp.narod.ru/hram/2013_cerkvi_rajona_pechatat_sbornik.pdf

6. http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spbyakeikino.html

7. http://www.narova.eu/istoria-prinarova/poestoniej/ucitela

8. https://www.geni.com/people/Aleksandr-Pokrovski/6000000029960653456

9. http://www.eoc.ee/vaimulik/pokrovski-aleksander/

10. Владимир Базанов, «Русские в Усть-Нарве (Нарва-Йыэсуу в эстонское время)», Изд. «Ребеллис», 2013 г.

11. Газета «Старый Нарвский Листок №529 (653), Март, 1930 год» (источник: www.narova.eu).

12. Б. К. Емельянов (Йыги), «Пласты истории села Венкуль, сиречь Наровского, с незапамятных времён по настоящее время», СП, 2011 г., изд. Реноме, ISBN 978-5-91918-074-6, (стр. 276).

13. Сборник статей Нарвского музея, Нарва, 1999 г., (стр. 107).

 

 

 

 

 

 

Все разделы