Часовня в местечке Меррекюль (до постройки там храма в 1869 году) Нарва

Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Часовня в местечке Меррикюль (Меррекюль) (до постройки там храма в 1869 году)

 

 Часовня в местечке Меррекюль

во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста

(была до 1869 года (разобрали в 1868 году [6]))

 

Упоминание в литературе:

   «Церковь во имя Казанской Божией Матери в местечке Меррекюль, Везенбергского уезда, деревянная. Заложена в 1867 году, освещена 7 июля 1869 г., вместо существовавшей здесь часовни. Первая мысль о постройке церкви явилась у священника А. В. Гумилевского. Мысль эту он передал супруге тайн. советника Миллера. С дачников на постройку было собрано 700 р. По плану, составленному инженер-капитаном Измайловым, церковь была построена иждивением нарвского купца Степана Ив. Орлова, пожертвовавшего на это дело до 7000 р. Часть дерев из прежней часовни также пошла на постройку. Служба совершается здесь летом для дачников.» [2]

«Деревянный храм во имя иконы Казанской Божией Матери заложили в дачном местечке Бад-Меррекюль (Мерикюла) в июне 1868 года по инициативе протоиерея Александра (Гумилевского). Построили церковь на месте православной часовни под руководством инженера Измайлова.» [3] [7] 

Церковь была приписана к Спасо-Преображенскому собору в г. Нарва. [5]

 

 

Вид церкви – конец XIX века.

 

Месторасположение церкви указано на карте ниже:

Карта 1942 года

 

 

Вид православной церкви св. князя Владимира (первоначально - церковь во имя Казанской Божией Матери), построенной во второй половине XIX в. и перенесённой впоследствии из Меррекюла ближе к устью реки Наровы.  [4]

 

Сейчас на месте в Мерекюла, где первоначально стояла церковь, сохранилось старинное кладбище. В современное время на месте её алтаря был воздвигнут сперва деревянный крест, а позже поставлен столп (см. ниже). [1][3]

 

 

Столп

Об этой часовне также очень подробно рассказано в статье Ругодивцева: «Местечко Меррикюль, что близ города Нарвы»:

    «Ныне в меррикюльской котловине находится уже две церкви: одна лютеранская (Wald-Kapell) а другая православная: обе церкви – деревянные, но, тем не менее, довольно красивенькой архитектуры. Немецкая кирха была устроена в 1863 г., на деньги старика Риттера, В. Гента и некоторых дачников; она стоит на поляне одинокою среди густой сосновой рощи; в настоящее время, впрочем, близ Wald-Kapell устраиваются дачи. Православная церковь – явилась позднее лютеранской, между тем православная часовня во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста существовала ещё с прошлого столетия, со времён сына Родиона Меркульского, который и был похоронен на кладбище, находящемся около нея (Из уцелевшей на гробной плите видно, что сын Родиона Меркульского умер в 1773 году, а родился в 1738 году.) Об устройстве часовни предание местных поселенцев говорит, что однажды сын Родиона, во время зимы, вёз морем богатую контробанду и очень боялся попасть в руки правительственных караульщиков; поэтому, он дал на дороге обещание, что если Бог его пронесёт с контробандою то он построит в своей деревне часовню. Случилось так, что ни одного стража он не встретил на дороге, и потому со всей контробандою явился домой. Согласно своему обещанию, он вскоре построил часовню; а другой его брат приобрёл для неё с английского корабля колокол. Местечко-же, по русскому обычаю, стала праздновать Воздвиженье честнаго животворящаго креста, - как общий деревенский праздник. И священники нарвского собора к приходу которого была причислена эта местность, ежегодно, 14 сентября, являлись в деревню и служили молебны. Так прошло несколько десятков лет. Часовня от ветхости стала разваливаться. Живший в Меррикюль в конце сороковых или в начале пятидесятых годов Гдовский помещик Харламов – обновил было её, но это был единственный жертвователь; так что после него часовня снова стала приходить к разрушению; между тем, с развитием в Меррикюле дачной жизни, а это случилось в начале шестидесятых годов, русские дачники заявили желание, чтобы по воскресным и праздничным дням нарвские соборные священники служили-бы всенощное и обедницы, и собрали на проезд священника из города и обратно деньги. Священники согласились. Таким образом, было положено начало постоянной церковной службы в меррикюльской часовне во время летнего времени. В 1866 году, к нарвскому собору был переведён священник А. В. Гумилевский. Явившись в Меррикюль, в качестве очередного священника, он не мог не обратить внимания на богатство дачников и на ветхость православной часовни. Поэтому, при первом-же богослужении (а это было 8-го июля, в день Казанской Божией Матери) он обратился к собравшимся богомольцам с речью, в заключение которой просил всех собравшихся помочь ему относительно возобновления ветхой часовни. Начались пожертвования, которые к концу августа дошли до 660 руб. Главным помощником свящ. А. Гумилевскому в устройстве новой часовни – явился гласный петербургской думы П. А. Миллер, который хотя и был лютеранин, но семейство его было православное. Желая скорее осуществить начатое дело, решено было построить не церковь, а большую часовню, внутреннее устройство которой принаровить к устройству церкви. Во время зимы план большой часовни был утверждён, но когда 25 мая совершилось в Париже вторичное покушение на жизнь нашего государя, то, по предложению свящ. А. Гумилевского, православное духовенство Нарвы, обратилось к нарвским жителям с воззванием, - в котором приглашало последних: «к устроению в память сего приснопамятнаго дня, православной церкви в местечке Меррикюль, по плану, уже утверждённому начальством». Воззвание это не осталось без ответа. Русские и немцы принесли свои посильные лепты (Некоторые подробности о устройстве в Меррикюль православной церкви см. в моей книге «Приходской священник А. В. Гумилевский», Спб. 1871 г., стр. 244, 245, 311-313.). Главным жертвователем  явился нарвский купец С. И. Орлов. Летом, 1869 года, церковь была освящена. Православная церковь занимает прежнее место ветхой часовни и пользуется в среде дачников особенным вниманием; поэтому, на клиросе её, во время праздничных и воскресных литургий, можно постоянно встретить – женский хор из дачниц.» [5]

 

Также об этой часовне сказано ещё в одной статье Ругодивцева: «Из Нарвы»:

   «В заключение письма, я не могу не сообщить о радостном событии наших православных жителей города. В 14-ти верстах от Нарвы, в Эстляндской губернии, на берегу Финского залива, находится деревня Меррикуль. Она лежит в котловине, окружённой с одной стороны сосновым лесом, а с трёх – небольшими возвышенностями. Невдалеке от деревни Меррикуль находится другая деревня Шмеука. В эти деревни на летнее время, для купанья в море, переезжают более менее достаточные жители нашего города. Но кроме дачников, из нашего города всегда бывает весьма достаточное число дачников, приехавших из Петербурга. Жизнь дачная на этой местности с каждым годом всё более и более развивается. Тихая, спокойная деревенская жизнь на берегу моря (впрочем, балы с музыкою и танцами, домашние спектакли и концерты бывают весьма часто в меррикульской гостинице) служит главною в этом случае приманкою. В 1863 году в деревне Меррикуль немцы построили весьма красивенькую лютеранскую кирху. Православные же люди собирались для молитвы в ветхую и маленькую деревянную часовню. Но, не смотря на весь мрачный и убогий вид часовни. В ней весьма часто можно было встретить не одних православных людей, но и лютеран, и даже пасторов, пришедших послушать проповедь православного священника. Года два тому назад в среде дачников возникло желание построить новую и более обширную часовню. Но когда случилось вторичное покушение на жизнь Государя Императора, православные жители города, а затем и петербургские дачники меррикуль, положили: в память чудесного спасения Государя Императора построить в Меррикулях вместо часовни церковь. На-днях ветхая часовня в Меррикулях разобрана и начата постройка православной церкви. Денег на постройку собрано более тысячи рублей, но подписка продолжается и по настоящий день; лес плавится уже по Финскому заливу. Главные участники этого доброго дела – гласный петербургской думы П. А. Миллер и священник А. В. Гумилевский.» [6]

 

Историческая справка:

  1. В переводе с эстонского современное название некогда знаменитого дачного поселения Мерекюла (Merekula) переводится как «Морская деревня». В девятнадцатом и начале двадцатого века это название в разных источниках писалось по-разному. Встречаются и Мерикюль (Меррикюль), и Мерекюль, и Меррекюль. Последнее написание использовалось в официальных документах, картографических источниках, почтовых штемпелях и открытках.

 

 

 

Источники:

  1. «Нарвский листок», № 54, 11 июля 1901 года.
  2. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10, Часть 1, Часть 2, СПб, 1885 г., (стр. 349)
  3. В. Стрелков, «Золотое кольцо Гунгербурга», изд. «Сотис», СПб, 2007 г.
  4. Эльдар Эфендиев, «Нарва. Путеводитель», Таллин, изд. «Периодика», 1990 г., ISBN 5-7979-0232-X, стр. 76
  5. Cтатья Ругодивцева: «Местечко Меррикюль, что близ города Нарвы», 5 сентября 1872 г. – «Гдовско-Ямбургский листок» № 8 от 23 февраля 1873 г., стр. 59.
  6. Статья Ругодивцева: «Из Нарвы» - Газета «Русский Инвалид», № 179, 1868 год, СПб., стр. 3.
  7. «Прибалтийские русские: История в памятниках и культуры (1710 – 2010)», под общей редакцией А.В.Гапоненко, Рига, Институт европейских иследований, 2010 г., стр. 233

 

 

Все разделы