Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Полевая церковь Ярославского полка в Нарве в конце XVIII века

 

Об этой полковой церкви известно следующее:
   «Кроме того, в старину существовала ещё православная церковь во имя св. Николая на Нарвском форштадте, где находится оранжерея Сутгофа. Эта церковь была построена незадолго до 1788 г. Ярославским полком, около нея существовал и погост; она пришла в ветхость и разрушена уже в начале 19 стол.. Теперь от нея не осталось и следа. На нарвском форштадте имеется лишь часовня». [1]
   «Севернее Нарвы по дороге в Усть-Нарову (на фото дорога в Усть-Нарову идёт в верхний левый угол) была расположена тоже деревянная церковь, посвящённая Святому Николаю. Эта, принадлежавшая Ярославскому полку, церковь граничила с участком под названием «Красный петух» (об этом участке - подробнее см. здесь), и при ней имелся погост. Обе эти деревянные церкви, расположенные в пригородах на правом и левом берегах Наровы, были утрачены уже к началу XIX в..» [2]

«Другая церковь находилась в Нарвском форштаде. На дороге ведущей из города на устье реки Наровы и именно в самом том месте, где ныне стоит оранжерея почётного гражданина Германа Сутгофа. Возле этой церкви, которая была сооружена Ярославским полком, однажды находилось кладбище». [9]

Также об этой церкви упоминал в 1787 году малоизвестный ныне Федор Осипович Туманский, который издавал в 1792 – 1794 гг. первый в России исторический журнал «Российский магазин»:
   «… в Нарвском предместии церковь деревянная построенная за несколько лет для бывшаго в непременных квартирах Ярославскаго пехотнаго полку» [8]


По топографическому описанию г. Нарвы, сделанному землемером Й. Манделином, эта церковь находилась на Нарвском форштадте на улице, ведущей к устью реки Наровы, на грунте под № 180. [3]

Участок земли под № 180 показан на карте Нарвы 1896 года (в середине XIX века тут была теплица Сутгофа [3]). На фото красным кружком отмечено место, где находилась церковь.

 

На карте 1896 года обозначен грунт под № 180, где находилась церковь

 

Красным кружком обозначено месторасположение церкви Ярославского полка

 

Это же место на карте 1845 года [4]

 

 

Фрагмент карты 1845 года [4]


Интересно, что прямо напротив, на другом берегу реки Наровы у деревни Поповка, находилась деревянная часовня во имя св. великомученика Георгия. Эта часовня была поставлена так, что её хорошо было видно с оконечности бастиона Victoria (Победа) (см. ниже): 

Вид с бастиона Victoria в сторону бывшей деревни Поповка (фото авторов).


Рядом с местом, где стояла церковь Ярославского полка, перед Первой мировой войной наследники Сутгофа строили богадельню – двухэтажный дом из красного кирпича. Из архива [7] известно - «О рассмотрении проекта богадельни В. Сутгофа в г. Нарве» (начальная дата: 24.03.1897, конечная дата: 08.04.1897). 

Дом не был достроен. Позже:
   «Окна заделали железными решетками, навесили деревянные козырьки, огородили высокой каменной стеной с башенками по углам для охранников – словом на свет появилось очередное «богоугодное заведение», именуемое Нарвской тюрьмой.» [5] 

Этот дом в пригороде Нарвы стоит до сих пор (см. ниже). Сейчас в нём расположено общество слепых.

 

Дом богадельни В. Сутгофа (фото авторов - 2017 г.)

 

По карте 1927 года (см. ниже) видно, что дом располагался в стороне от участка № 180. Отсюда можно сделать вывод, что церковь Ярославского полка находилась на том месте, где сейчас проходит дорога, ведущая к реке Нарова (сейчас - река Нарва).

 

Фрагмент карты 1927 года. Красным овалом показан дом богадельни В. Сутгофа.

 

И почти сразу за ним начинается самое большое сейчас в Эстонии мемориальное немецкое кладбище, а на противоположном берегу реки, прямо напротив, одиноко стоит большой Белый крест:

 

Сентябрь 2014 года (фото авторов)

  

На карте это место показано красным кругом.

 

Кто и когда поставил этот Белый крест авторам неизвестно, но известно то, что во время войны здесь была деревня Поповка, рядом с которой немцы расстреливали людей. [6] 
Эти массовые захоронения существуют до сих пор, но многие в Ивангороде сейчас об этом не знают.

 

P.S

Нашлась информация по Белому кресту:

«Что бы знали, что бы помнили ! 
По показаниям жителей деревни Поповка, в этих местах проводились систематические расстрелы пленных. Их привозили на крытых брезентом грузовиках. Они сами рыли себе могилы, после чего им приказывали раздеться и положить вещи и обувь на край могилы и затем выстрелами в затылок убивали. 
После войны удалось определить лишь несколько мест расстрела и массового захоронения военнопленных и гражданского населения: на валу за складами Кренгольма у реки и севернее д. Поповка (Ивангород) в сторону Смолки.
Сколько всего погибло советских мирных жителей и военнопленных в лагерях Нарвы и Ивангорода, сейчас можно определить очень приблизительно: 20 000 – 22 000 человек. 
Знайте! Крест на территории бывшей деревни Поповка (Золотой пляж) как раз и стоит на одном из тех мест, где производились расстрелы.»

Источникhttps://vk.com/wall-51564151?offset=60 (от 20 авг 2018 г.)

 

 

P.S.

Нашлась карта XIX века [10], на которой показана церковь Ярославского полка в Нарве и её точное месторасположение (см. ниже):

Карта - "Ситуационный план купеческой пристани и канатной фабрики въ городе Нарвы". 19 век. [10]

 Церковь на карте (плане) обозначена красным кругом.

 

Увеличенный фрагмент карты (плана).

 

Видно, что контур здания церкви Ярославского полка в Нарве такой же (с тем же полукругом с восточной стороны и входом с северной стороны) как и у церкви Низовского полка в Ивангороде.

Также у О. В. Коченовского нашлось следующее:

   «Второй чертёж ([11] - прим. ред сайта) Нарвского пригорода охватывает в виде узкой полосы между дорогой и рекой. Эта часть городской земли завершалась кладбищами - старое кладбище находилось между дорогой и рекой, а новое - западнее от дороги. Напротив нового кладбища в прибрежной полосе реки показана кирпичная фабрика. Вблизи реки имелся остров, куда вёл мост. На северном конце острова располагалась пристань. Причалы на берегу реки были показаны и в южной части чертежа. Тут же видно расположение церкви (вероятно, православной русской, Никольской), утраченной позже полностью.» [2 / стр. 137]

Т. е., судя по чертежу (карте) [11], церковь в 1856 году ещё была.

 

 

P.S.

По поводу Белого креста на пляже рядом с бывшей деревней Поповка - вот что ещё удалось найти:

«Мало кто знает, что на Ивангородской земле в годы оккупации стоял крематорий и лагерь на нашей Льнопрядильной фабрике, так же имеются массовые захоронения расстрелянных советских военнопленных нацистскими извергами и эстонскими коллаборационистами.

17 августа 1941 г. немецкие войска вошли в Нарву-Ивангород.

В первые же дни в городе были созданы дружины Омакайтсе и полевой жандармерии, а также отдел Эстонской полиции безопасности, филиала Гестапо, услужливо предоставлявшей нацистам агентурные данные и активно участвовавшей в терроре против мирного населения. Убийства, насилия, издевательства, аресты, облавы, обыски, пытки женщин, детей и стариков стали в те дни нормальным явлением.

Уже в ночь на 7 ноября 1941 г. было арестовано 800 жителей города, большая часть была расстреляна без суда и следствия.

Только за первые десять месяцев полиция безопасности взяла в Нарве на учет около 3 500 «коммунистических деятелей», 433 человека (большинство из них нарвитяне) были расстреляны, 236 отправлены в концлагеря. В период немецкой оккупации на территории города и окрестностей было организовано 7 концентрационных лагерей.

Осенью 1943 г. в Нарву на строительство оборонительной линии «Пантера» было привезено от 3 до 5 тысяч евреев из г. Вильно. Среди них были женщины, дети и старики. Евреев содержали в корпусах парусиновой фабрики на Парусинке, куда гражданское население не пускалось. Конвоирами были эстонцы, но были и русские, т. н. «власовцы». Ежедневно с 6 часов утра в сопровождении конвоя с собаками узников гоняли на строительство оборонительных сооружений по реке Нарва, где они работали дотемна.

Кормили очень скверно: одна буханка хлеба весом 1,2 кг на 9 человек, литр воды с картофельными очистками и другие отбросы. Обращение было очень жестоким. Так, по показаниям свидетелей, немецкий солдат убил младенца, родившегося в лагере, ударив его головой о забор.

Поначалу трупы умерших от болезней и истощения евреев сжигали в топках льнопрядильной фабрики. Позднее тут стали сжигать и больных, а также ослабевших евреев, причем палачи не удосуживались проявить хотя бы подобие гуманности - перед сожжением убить свои жертвы... Точное число умерщвленных таким зверским способом трудно определимо. Известно однако, что из примерно 3 500 евреев, размещенных на льнопрядильной фабрике, к концу 1943 г. в живых осталось всего 30 человек. В числе выживших женщин и детей не оказалось.

По показаниям жителей деревни Поповка (Ивангородская сторона), в этих местах проводились систематические расстрелы пленных. Их привозили на крытых брезентом грузовиках. Они сами рыли себе могилы, после чего им приказывали раздеться и положить вещи и обувь на край могилы и затем выстрелами в затылок убивали.

После войны удалось определить лишь несколько мест расстрела и массового захоронения военнопленных и гражданского населения: на валу за складами Кренгольма у реки и севернее д. Поповка (Ивангород) в сторону Смолки.(В XVII веке деревня называлась Вяйке-Вяйкюла (Малая Вяйкюла), название Смолка деревня получила от того, что во времена Петра I здесь гнали смолу. Кроме того, в деревне жгли древесный уголь для кузниц).

Сколько всего погибло советских военнопленных в лагерях Нарвы и Ивангорода, сейчас можно определить очень приблизительно: 20 000 – 22 000 человек.

Также трудно, если не невозможно, определить места всех массовых захоронений жертв нацистского террора в Нарве: убийцы умело заметали следы своих преступлений, кроме того мирное население Нарвы, невольный свидетель зверств, было полностью эвакуировано из города с приближением фронта к Нарве в конце февраля 1944 года.

PS. Завершая это путешествие во времени, следует сказать, что на сегодняшний день как в Нарве так и Ивангороде отсутствует монумент жертвам нацистского террора: гражданскому населению, советским военнопленным и привезенным сюда на погибель евреям.

Кажется, в городе еще никто не озаботился мыслью каким-либо образом отметить место убийства и страданий тысяч русских военнопленных на месте бывших концлагерей.

Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. Хотелось бы думать - это не о нас...

Хотелось бы этот задать вопрос, почему администрация нашего города не увековечит память жертвам нацистских преступников на территории Ивангорода. Эти люди, солдаты, партизаны, подпольщики погибли защищая нашу с вами родину, благодаря им мы сегодня дышим! Неужели они не заслужили нашей памяти? Неужели они не заслужили как минимум памятной дощечки? Обидно, очень обидно.»

«Их расстреляли на рассвете 
Когда еще белела мгла, 
Там были женщины и дети 
И эта девочка была. 
Сперва велели им раздеться, 
Затем к обрыву стать спиной, 
И вдруг раздался голос детский 
Наивный, чистый и живой: 
-Чулочки тоже снять мне, дядя? 
Не упрекая, не браня, 
Смотрели прямо в душу глядя 
Трехлетней девочки глаза. 
"Чулочки тоже..?" 
И смятеньем эсесовец объят. 
Рука сама собой в волнении 
Вдруг опускает автомат. 
И снова скован взглядом детским, 
И кажется, что в землю врос. 
"Глаза, как у моей Утины" - 
В смятеньи смутном произнес, 
Овеянный невольной дрожью. 
Нет! Он убить ее не сможет, 
Но дал он очередь спеша… 
Упала девочка в чулочках. 
Снять не успела, не смогла. 
Солдат, солдат, а если б дочка 
Твоя вот здесь бы так легла, 
И это маленькое сердце 
Пробито пулею твоей. 
Ты человек не просто немец, 
Ты страшный зверь среди людей. 
Шагал эсесовец упрямо, 
Шагал, не подымая глаз. 
Впервые может эта дума 
В сознании отравленном зажглась, 
И снова взгляд светился детский, 
И снова слышится опять, 
И не забудется навеки 
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"»

 

Источникhttps://vk.com/wall-51564151?offset=60 (от 24 окт 2017 г.)

 

 



Источники:

  1. А. В. Петров, «Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности в связи с историей русского господства на балтийском побережье 1223 – 1900 гг.», СПб., 1901 г., (стр. 404)
  2. О. В. Коченовский, «Нарва. Градостроительное развитие и архитектура», Таллин, изд. «Валгус», 1991 г., (стр. 116, 118) 
  3. «Нарва. Культурно-исторический справочник», Нарвский музей, 2001 г., (стр. 62)
  4. План реки Наровы от устья до порогов. 1845 г. По съёмкам Лейтенанта П-ла Козакевича
  5. С. В. Рацевич, «Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого.», Т. 2. Ч. 2. - Нарва, 2005 г..
  6. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Ивангород - Нарва - Санкт-Петербург, Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 233)
  7. ЦГИА СПб Дело Архивный шифр: Фонд 256 Опись 24 Дело 96 - О рассмотрении проекта богадельни В. Сутгофа в г. Нарве; чертежи.
  8. Феодор (Федор) Туманский, издает «Зеркало света», Во Граде Святого Петра, Часть IV, № 69, Апреля 23 дня 1787 года, (стр. 269)
  9. «Известия о греко-российских церквях в городе Нарве. Город Нарва, 1861 года майя 5-го дня. Гейнрих Йоганн Гансен (Нарвский 3 гильдии купец)», Нарвский музей. (стр. 6)
  10. «Ситуационный план купеческой пристани и канатной фабрики въ городе Нарвы», 19 век. (Источник: www.ra.ee - «EAA.1646.1.2709 sheet 1»).
  11. План Нарвского пригорода, 1856, Й. Х. Шмидт, ЦГАОР ЭССР. ф. 2536, оп. 3, д. 556, л. 4, (всего 6-ть листов).

Все разделы