Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Народность ЯМЫ и их часовни в Принаровье

Впервые эту народность Принаровья обозначил в 1790 году Федор Осипович Туманский в своём труде [1] о жителях Санкт-Петербургской губернии. Также на своём чертеже [2] (см. ниже) он показал и места их расселения в Принаровье (протяженность этой территории с севера на юг - более чем на 100 км, а с запада на восток (в районе города Яма) – около 60 км [3]).

По его мнению ЯМЫ представляли «совершенную средину между чюдьми и ижерами» [1][3] и тем самым были коренными жителями этих мест ещё задолго до появления здесь других народов (в том числе русских и эстонцев [1]).

По чертежу (карте) (см. ниже) видно, что Ямы находились между Естонами и Чюдью. 
По мнению Ф. Туманского – «Есты или естландцы суть свойственны финнам и от всех за отродие их считаются. Их нравы, язык, черты лица, домоводство, хозяйство, здания все истину сего произхождения утверждает…. Финны нарицают их виролаинами а всю Естонию Поххизин или Похгиезин; а латыши всю Естландию гласят Игаун-Фемме или Иггаум Земме, то есть земля покоренная или взятая; а естов особо: иггаунисты».
Ямы называли соседнюю с ними чюдь - торва, что значило - бранный, неспокойный народ (интересно что в современном языке есть очень близкое к этому слово - оторва).

Чюдь называли ямов – ранда лазит, ижорян (как и корел) – карья-лазит, а эстонцев именовали – суома лайзит.

 

Чертёж Федора Туманского - 1790 год (фрагмент) [2] [4]

 

Ямы предпочитали жить на взгорьях над рекою.

Часовни у ЯМЫ были такие же как и у русских и строились в конце селений на возвышенном месте:
   «Сии часовни на их языке называются брашина. Если часовня уничтожится то сие место огораживают и сохраняют под именем брашины, и во время того дни тоже собираются и пьют. При празднестве сем наблюдают благоговение, чтобы шуму, ссоры, плясек ничего не было, и если явится кто шумной или бранчивой то тащят в воду и окунают. Чтоб был смирен». [1][4]

День Илии Пророка Ямы праздновали в Орле, Манновке (недалеко от Кейкино) и Извозе; а в других местах праздновали в день того святого, во имя которого была посвящена часовня.


Вот ещё что писал об этой малоизвестной народности Федор Туманский:
   «Народ ямы ошибкою названный ярмы в самой древности жил между пределами Польши и Литвы особливо же и сколько уже достоверных имеем известий занимал земли по правую сторону реки Наровы, от Лугскаго уезда до Балтийскаго моря и до земли чюдския, то есть части нынешних уездов Ямбургскаго, Ораниенбаумскаго, Нарвскаго и Гдовскаго. Главный их город Яма на реке Луге. Они пишутся иногда емь; а сие слово емь значит предел на языке естонском: то не потому ли что они естонам были предельные народы, так названы: а Яма город может получил имя оттого, что лежит на низменном месте как в яме. Их должно различить от другой еми, народа жившаго в Биармии на восток Корелии за Ладожским озером. Они признавали власть славян, но с пятаго века то есть после создания Новгорода видно желали быть народом вольным: особливо же старались о сем после уже по наущению лифляндских меченосных рыцарей: но никогда сего достигнуть не могли. Язык их и одежда так как и образ жизни отличные от чюдскаго, ижерскаго и естонскаго являют особенность их отродия: хотя и корене финскаго...» [1][4]

Сам народ был скрытным и Федору Туманскому, как он писал, понадобилось больших трудов чтобы добыть те малочисленные сведения о них и сохранить их для потомков:
   «Название сие ямов, в древних летописях толико известное и весьма часто упоминаемое ныне совсем исчезло. Они свой род скрывая, охотно соглашаются зваться ижерами. Но в том и противоречит им их наречие, образ жизни, нравы, обычаи, о которых во втором отделении показано. Нынешние россиане и естоны собственнаго им не прилагают имени: в одной и той же деревни нарицают их и чюдью и ижерами: сие оттого произходит, что они собственное свое имя скрывая оставляют соседей в недоумении. Количество их больше нежели чюдей однакоже не велико и главнейшия обиталища в селах Орле и Извозе.» [1][4]


Источники:
1. «Опыт повествования. О деяниях, положении, состоянии и разделении САНКТПЕТЕРБУРГСКИЯ ГУБЕРНИИ включая народы и селения от времен древних до ныне разположенный на три отделения с прибавлениями. Сочинил Феодор Туманский. 1789 – 1790. », Ф. 885 (Эрм. Собр.), № 558
2. «Чертеж по древнему положению и разделению обитавших в нынешней Санктпетербургской губернии народов, сочинённый Фeдором Туманским 1790 году», Отдел Рукописей Российской Национальной Библиотеки (ОР РНБ. Эрм. 558.)
3. Л. В. Выскочков, «Историко-этнические карты северо-запада России (конец XVIII - первая треть XX .в)», СПб.: Б. и., 1997 г. 
4. Элина Эпик, «О Води и Ижоре в конце XVIII в.. Этнографические и лингвистические материалы. В описании петербургской губернии Ф. Туманского». На эстонском языке. Художественное оформление Т. Ару. Издание «Валгус», Таллин, 1970 г.

 

 

 


 

P.S.

По поводу названия - Ранда лазит.

Как было показано выше, чюдь называли ямов – ранда лазит.

Упоминание о рандалист (т. е . те же  - ранда лазит) есть в одном комментарии (И. Рожанский19.08.2015 в 13:09) к статье кандидата исторических наук Лидии Грот [1]: «Следите за руками: как чудь превратилась в «эстонские племена»» от 16.08.2015 г. и 10.09.2015 гг. [2][3]:

    «Имеются косвенные, но достаточно весомые свидетельства, что расселение прибалтийско-финских народов (финнов – самоназвание suomalaiset, карелов – карьялайзет, эстонцев – maarahvas, води – вáддялайзыд, вепсов – vepsläižed и lüdinikad, ижоры – инкеройн и ижоралайн, и ливов – ливли, каламиез и рандалист) на их исторической территории – событие относительно недавнее. Об этом свидетельствует как близость их языков, так и датировки основных генеалогических линий финнов и карелов, по которым имеются большие выборки в высоком разрешении. Не менее 80% мужчин из этих родственных народов принадлежат к нескольким ветвям субклада N1c-Z1936, а также специфической для финнов ветви I1-L287, предки которых жили в первой половине первого тысячелетия н.э. Тот же самый вывод можно сделать, если принять во внимание, что среди современного населения севера Русской равнины можно провести довольно четкую линию, разделяющую регионы, где среди носителей гаплогруппы N преобладают «финский» субклад N1c-Z1936 и «восточноевропейский» N1c-VL29 (родительский к N550). На карте с данными полевых выборок Y-хромосомных гаплотипов она отмечена зеленым цветом.»

(полностью все комментарии к первой части [2] статьи Лидии Грот можно прочесть – здесь.)

 

Получается, что ЯМЫ - это разновидность ЛИВОВ (см. выше).

В переводе с вепского RAND - означает "берег" [4]. Отсюда, название ранда лазит может означать - береговой народ.

ЛИВЫ как раз и жили на берегу (были прибрежным народом) и занимались в первую очередь рыболовством и охотой (в отличии от эстонцев - землепашцев). [5]

 

Также о ЯМА-х смотрите в приложении, в статье: «Древнее Принаровье и Фёдор Туманский».

 

 

Источники:

1. http://pereformat.ru/grot/

2. http://pereformat.ru/2015/08/chud-normanism/

3. http://pereformat.ru/2015/09/chud-normanism-2/

4. ttp://ok.ru/vytegraiok/topic/62379131257012

5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/177745

 

 

 

 

 

 

Все разделы